Флаг украинский Флаг российский

Документальное сопровождение

"Центр Электробезопасности" кроме обучающих программ по пожарной безопасности предоставляет консультационную помощь при оформлении разрешительных документов в органах Госпожнадзора.

ЗАКОН УКРАИНЫ

О пожарной безопасности


С изменениями и дополнениями, внесенными

Законами Украины

от 5 ноября 1997 года N 618/97-ВР,

от 18 ноября 1997 года N 642/97-ВР

 

Обеспечение пожарной безопасности является неотъемлемой частью государственной деятельности по охране жизни и здоровья людей, национального богатства и окружающей природной среды. Этот Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности на территории Украины, регулирует отношения государственных органов, юридических и физических лиц в этой области независимо от вида их деятельности и форм собственности.

 

Статья 1. Правовая основа деятельности в области пожарной безопасности

Правовой основой деятельности в области пожарной безопасности является Конституция, настоящий Закон и другие законы Украины, постановления Верховной Рады Украины, указы и распоряжения Президента Украины, декреты, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, решения органов государственной исполнительной власти, местного и регионального самоуправления, принятые в пределах их компетенции.

 

Статья 2. Обеспечение пожарной безопасности

Обеспечение пожарной безопасности является составной частью производственной и другой деятельности должностных лиц, работников предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей. Это должно быть отражено в трудовых договорах (контрактах) и уставах предприятий, учреждений и организаций.

Обеспечение пожарной безопасности предприятий, учреждений и организаций возлагается на их руководителей и уполномоченных ими лиц, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Обеспечение пожарной безопасности при проектировании и застройке населенных пунктов, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении предприятий, зданий и сооружений возлагается на органы архитектуры, заказчиков, застройщиков, проектные и строительные организации.

Обеспечение пожарной безопасности в жилых помещениях государственного, общественного жилищного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов возлагается на квартиросъемщиков и владельцев, а в жилых домах частного жилищного фонда и других сооружениях, на дачах и садовых участках - на их собственников или нанимателей, если это оговорено договором найма.

 

Статья 3. Разграничение компетенции в области пожарной безопасности.

К компетенции центральных органов государственной исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся:

проведение единой политики в области пожарной безопасности;

определение основных направлений развития науки и техники, координация государственных, межрегиональных мероприятий и научных исследований в области пожарной безопасности, руководство соответствующими научно-исследовательскими учреждениями;

разработка и утверждение государственных стандартов, норм и правил пожарной безопасности;

установление единой системы учета пожаров;

организация обучения специалистов в области пожарной безопасности, руководство пожарно-техническими учебными заведениями;

оперативное управление силами и техническими средствами, которые привлекаются к ликвидации крупных пожаров;

координация работы по созданию и выпуску пожарной техники и средств противопожарной защиты, установление государственного заказа на их выпуск и поставки;

сотрудничество с органами пожарной безопасности других государств.

Решение всех других вопросов в области пожарной безопасности, не отнесенных настоящим Законом к компетенции центральных органов государственной исполнительной власти, относится к компетенции Совета Министров Республики Крым, местных органов государственной власти, органов местного и регионального самоуправления.

 

Статья 4. Обязанности государственных органов по обеспечению пожарной безопасности

Центральные органы государственной исполнительной власти, Совет Министров Республики Крым, местные органы государственной власти, органы местного и регионального самоуправления в пределах своей компетенции организуют разработку и внедрение в соответствующих отраслях и регионах организационных и научно-технических мероприятий по предотвращению пожаров и их тушения, обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов и объектов.

Министерство внутренних дел Украины:

обеспечивает осуществление государственного пожарного надзора, пожарной охраны населенных пунктов и объектов, координирует деятельность министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти по вопросам совершенствования пожарной охраны;

получает бесплатно от министерств, других органов государственной власти, органов местного и регионального самоуправления, предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач;

привлекает к разработке актуальных проблем пожарной безопасности, проведения консультаций и экспертиз высшие учебные заведения и другие учреждения, а также отдельных ученых, высококвалифицированных специалистов.

Решение Министерства внутренних дел Украины по вопросам пожарной безопасности, относящихся к его компетенции, являются обязательными для органов государственной исполнительной власти, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Министерства и другие центральные органы государственной исполнительной власти:

проводят единую научно-техническую политику по вопросам пожарной безопасности;

разрабатывают и реализуют комплексные мероприятия, направленные на улучшение пожарной безопасности объектов;

осуществляют методическое руководство и контроль за деятельностью подведомственных объектов в области пожарной безопасности.

Для координации и совершенствованию работы, связанной с обеспечением пожарной безопасности и контроля за ее проведением, в аппаратах министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти создаются службы пожарной безопасности.

Органы государственной исполнительной власти, осуществляющих материально-техническое обеспечение производства важнейших видов продукции, должны предусматривать удовлетворения потребностей пожарной охраны и объектов народного хозяйства в пожарной технике, оборудовании, средствах противопожарной защиты. Выпуск этой техники, оборудования и средств включается в государственный заказ.

 

Статья 5. Обязанности предприятий, учреждений и организаций по обеспечению пожарной безопасности

Владельцы предприятий, учреждений и организаций или уполномоченные ими органы (далее - владельцы), а также арендаторы обязаны:

разрабатывать комплексные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, внедрять достижения науки и техники, положительный опыт;

согласно нормативных актов по пожарной безопасности разрабатывать и утверждать положения, инструкции, другие нормативные акты, действующие в пределах предприятия, учреждения и организации, осуществлять постоянный контроль за их соблюдением;

обеспечивать соблюдение противопожарных требований стандартов, норм, правил, а также требований предписаний и постановлений органов государственного пожарного надзора;

организовывать обучение работников правилам пожарной безопасности и пропаганду мероприятий по их обеспечению;

в случае отсутствия в нормативных актах требований, необходимых для обеспечения пожарной безопасности, принимать соответствующие меры, согласовывая их с органами государственного пожарного надзора;

содержать в исправном состоянии средства противопожарной защиты и связи, пожарную технику, оборудование и инвентарь, не допускать их использования не по назначению;

создавать в случае необходимости в соответствии с установленным порядком подразделения пожарной охраны и необходимую для их функционирования материально-техническую базу;

представлять по требованию государственной пожарной охраны сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объектов и выпускаемой ими продукции;

осуществлять мероприятия по внедрению автоматических средств обнаружения и тушения пожаров и использование для этой цели производственной автоматики;

своевременно информировать пожарную охрану о неисправность пожарной техники, систем противопожарной защиты, водоснабжения, а также о закрытии дорог и проездов на своей территории;

проводить служебное расследование случаев пожаров.

Обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности арендованного имущества должны быть определены в договоре аренды.

Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые производят продукцию противопожарного назначения и предоставляют услуги, связанные с предотвращением или ликвидацией пожаров, освобождаются от уплаты налогов на прибыль в пределах объема выполненных работ.

Предприятия, учреждения и организации, которые имеют или содержат пожарные команды с выездной пожарной техникой, частично освобождаются от уплаты налогов на прибыль (50 процентов средств, которые тратятся на содержание этих команд).

На предприятии, в учреждении и организации с численностью работающих 50 и более человек решению трудового коллектива может создаваться пожарно-техническая комиссия. В исключительных случаях ее функции может выполнять комиссия по охране труда. Типовое положение о пожарно-технической комиссии утверждается Министерством внутренних дел Украины.

Полномочия в области пожарной безопасности ассоциаций, корпораций, концернов, других производственных объединений определяются их уставами или договорами между предприятиями, вошедших в объединение. Для выполнения делегированных объединению функций в его аппарате создается служба пожарной безопасности.

 

Статья 6. Обязанности граждан по обеспечению пожарной безопасности

Граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, которые находятся на территории Украины, обязаны:

выполнять правила пожарной безопасности, обеспечивать здания, принадлежащие им на праве личной собственности, первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, воспитывать у детей осторожность в обращении с огнем;

сообщать пожарную охрану о возникновении пожара и принимать меры к ее ликвидации, спасению людей и имущества.

 

Статья 7. Государственный пожарный надзор

Государственный пожарный надзор за состоянием пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах независимо от форм собственности осуществляется в соответствии с действующим законодательством государственной пожарной охраной в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.

Органы государственного пожарного надзора не зависят от каких-либо хозяйственных органов, объединений граждан, политических формирований, органов государственной власти, органов местного и регионального самоуправления.

Контроль за выполнением правил пожарной безопасности во время проектирования, технического переоснащения, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов иностранных фирм и совместных предприятий регулируется действующим законодательством или условиями, предусмотренными договорами сторон, если они не противоречат действующему законодательству.

На объектах частной собственности органы государственного пожарного надзора контролируют лишь условия безопасности людей на случай пожара, а также решение вопросов пожарной безопасности, касающихся прав и интересов других юридических лиц и граждан.

Органы государственного пожарного надзора в соответствии с возложенных на них задач:

разрабатывает с участием заинтересованных министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти и утверждают общегосударственные правила пожарной безопасности, которые являются обязательными для всех предприятий, учреждений, организаций и граждан;

согласовывают проекты государственных и отраслевых стандартов, норм, правил, технических условий и других нормативно-технических документов, касающихся обеспечения пожарной безопасности, а также проектные решения, на которые не установлены нормы и правила;

устанавливают порядок разработки и утверждения положений, инструкций и других нормативных актов по вопросам пожарной безопасности, действующих на предприятии, в учреждении и организации, разрабатывают типовые документы по этим вопросам;

осуществляют контроль за соблюдением требований актов законодательства по вопросам пожарной безопасности руководителями центральных органов государственной исполнительной власти, структурных подразделений Совета Министров Республики Крым, местных органов государственной власти, органов местного и регионального самоуправления, руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, а также гражданами;

проводят в соответствии с действующим законодательством проверки и дознания по сообщениям и заявлениям о преступлениях, связанных с пожарами и нарушениями правил пожарной безопасности.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора являются государственными инспекторами по пожарному надзору.

Государственные инспекторы пожарного надзора имеют право:

1) проводить в любое время в присутствии владельца или его представителя пожарно-технические обследования и проверки предприятий, учреждений, организаций, зданий, сооружений, новостроек и других подконтрольных объектов независимо от форм собственности, получать от владельца необходимые объяснения, материалы и информацию;

2) давать (посылать) руководителям центральных органов государственной исполнительной власти, структурных подразделений Совета Министров Республики Крым, местных органов государственной власти, органов местного и регионального самоуправления, руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреждений и организаций, а также гражданам обязательные для исполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков по вопросам пожарной безопасности.

В случае нарушения правил пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара или препятствует его тушению и эвакуации людей, а также в случаях выпуска пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты с отклонением от стандартов или технических условий или в случае их отсутствия приостанавливать или запрещать работу предприятий, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, отдельных помещений, отопительных приборов, участков электрической сети, проведение пожароопасных работ, выпуск и реализацию пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты, действие выданных разрешений на право проведения работ;

3) осуществлять контроль за выполнением противопожарных требований, предусмотренных стандартами, нормами и правилами, во время проектирование (выборочно), строительства, реконструкции, расширения или технического переоснащения, капитального ремонта предприятий, зданий, сооружений и других объектов. В случае выявления нарушений запрещать к их устранению выпуск и применение проектов, останавливать проведение строительно-монтажных работ и вносить предложения о прекращении финансирования этих работ;

4) привлекать к административной ответственности должностных лиц, других работников предприятий, учреждений, организаций и граждан, виновных в нарушении установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнении предписаний, постановлений органов государственного пожарного надзора, использовании пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению;

5) применять штрафные санкции к предприятиям, учреждениям и организациям за нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнение распоряжений (предписаний) должностных лиц органов государственного пожарного надзора.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора несут ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей. За вред, причиненный юридическим и физическим лицам, гражданам вследствие применения санкций, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, органы и должностные лица государственного пожарного надзора ответственности не несут.

 

Статья 8. Изучение правил пожарной безопасности

В общеобразовательных и профессиональных учебно-воспитательных учреждениях, высших учебных заведениях, учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров организуется изучение правил пожарной безопасности на производстве и в быту, а также обучение действий на случай пожара.

В детских дошкольных учреждениях проводится воспитательная работа, направленная на предотвращение пожаров от детских шалостей с огнем и воспитание у детей бережного отношения к национального богатства.

Местные органы государственной власти, органы местного и регионального самоуправления, жилые учреждения и организации обязаны по месту жительства организовывать обучение населения правилам пожарной безопасности в быту и общественных местах.

Все работники при приеме на работу и ежегодно по месту работы проходят инструктаж по вопросам пожарной безопасности в соответствии с типовым положением, утверждаемым Министерством внутренних дел Украины.

Лица, принимаемые на работу, связанную с повышенной пожарной опасностью, должны предварительно пройти специальное обучение (пожарно-технический минимум). Работники, занятые на работах с повышенной пожарной опасностью, один раз в год проходят проверку знаний соответствующих нормативных актов по пожарной безопасности, а должностные лица до начала выполнения своих обязанностей и периодически (один раз в три года) проходят обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности.

Перечень должностей и порядок организации обучения определяются Кабинетом Министров Украины.

Допуск к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности, запрещается.

Программы обучения по вопросам пожарной безопасности должны согласовываться с органами государственного пожарного надзора.

 

Статья 9. Согласование нормативных, нормативно-технических документов и проектной документации

Стандарты, технические условия, другие нормативно-технические документы на пожароопасные технологические процессы и продукцию должны включать требования пожарной безопасности и согласовываться с органами государственного пожарного надзора. Согласованию подлежат также проектные решения, на которые не установлены нормы и правила.

Требования пожарной безопасности, содержащимся в ведомственных нормативных актах, не должны противоречить государственным стандартам, нормам и правилам.

 

Статья 10. Соблюдение требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве и реконструкции объектов производственного и иного назначения

Производственные, жилые, другие здания и сооружения, оборудование, транспортные средства, которые вводятся в действие после завершения строительства или реконструкции, технического переоснащения, технологические процессы и продукция должны соответствовать требованиям нормативных актов по пожарной безопасности.

Запрещается строительство, реконструкция, техническое переоснащение объектов производственного и другого назначения, внедрение новых технологий, выпуск пожароопасной продукции без предварительной экспертизы (проверки) проектной и иной документации на соответствие нормативным актам по пожарной безопасности. Финансирование этих работ может осуществляться только после получения положительных результатов экспертизы.

Введение в эксплуатацию новых и реконструированных производственных, жилых и других объектов, внедрение новых технологий, передача в производство образцов новых пожароопасных машин, механизмов, оборудования и продукции, аренда любых помещений без разрешения органов государственного пожарного надзора запрещаются.

Проектные организации обязаны осуществлять авторский надзор за соблюдением проектных решений по пожарной безопасности при строительстве, реконструкции, техническом переоснащении и эксплуатации проектируемых ими объектов.

Машины, механизмы, оборудование, транспортные средства и технологические процессы, которые внедряются в производство, а также продукция, в стандартах на которые есть требования пожарной безопасности, должны иметь сертификат, удостоверяющий безопасность их использования, выданный в установленном порядке.

Вновь созданные предприятия начинают свою деятельность после получения на это разрешения в органах государственного пожарного надзора.

Экспертиза проектов по пожарной безопасности и выдача разрешения на начало работы предприятия осуществляется органами государственного пожарного надзора в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Эти органы также принимают участие в принятии объектов в эксплуатацию.

Приобретенные за рубежом машины, механизмы, оборудование, транспортные средства, технологическое оборудование вводятся в эксплуатацию только при условии их соответствия требованиям нормативных актов по пожарной безопасности, действующих в Украине.

Запрещается применение в строительстве и производстве материалов и веществ, на которые нет данных по пожарной безопасности.

Проектирование, реконструкция, техническое переоснащение и строительство объектов, осуществляемых иностранными фирмами, должны соответствовать действующим в Украине нормативным актам.

 

Статья 11. Производство пожарной техники и противопожарного оборудования

Производство пожарной техники, противопожарного оборудования, предоставление услуг и выполнение работ противопожарного назначения осуществляются предприятиями, учреждениями, организациями и частными лицами, которые получили на это специальное разрешение (лицензию), выдаваемого в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Все виды пожарной техники и противопожарного оборудования, применяемые для предупреждения пожаров и их тушения, должны иметь государственный сертификат качества. Порядок получения государственных сертификатов качества и срок их действия определяются Кабинетом Министров Украины.

 

Статья 12. Организация научных исследований по проблемам пожарной безопасности

Фундаментальные и прикладные научные исследования по проблемам пожарной безопасности проводятся Украинским научно-исследовательским институтом пожарной безопасности Министерства внутренних дел Украины, а также другими научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими учреждениями и учебными заведениями Украины.

 

Статья 13. Учет пожаров

Согласно Закону Украины "О государственной статистике" в Украине ведется единый учет пожаров и их последствий.

Министерства, другие центральные органы государственной исполнительной власти, предприятия, учреждения и организации обязаны вести учет пожаров, возникающих на объектах, принадлежащих или подконтрольные им, анализировать причины их возникновения и принимать меры к их устранению.

 

Статья 14. Цель и задачи пожарной охраны

Пожарная охрана создается с целью защиты жизни и здоровья граждан, частной, коллективной и государственной собственности от пожаров, поддержание надлежащего уровня пожарной безопасности на объектах и в населенных пунктах.

Основными задачами пожарной охраны являются:

осуществление контроля за соблюдением противопожарных требований;

предотвращение пожаров и несчастных случаев на них;

тушение пожаров, спасению людей и оказанию помощи в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Запрещается использование пожарной охраны для выполнения задач, не предусмотренных настоящим Законом.

 

Статья 15. Виды пожарной охраны

Пожарная охрана делится на государственную, ведомственную, сельскую и добровольную.

 

Статья 16. Государственная пожарная охрана

Государственная пожарная охрана формируется на базе существующих военизированной и профессиональной пожарной охраны органов внутренних дел Украины, входит в систему Министерства внутренних дел Украины и осуществляет государственный пожарный надзор.

Государственная пожарная охрана создается в городах, других населенных пунктах, на промышленных и других объектах независимо от форм собственности в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.

Государственная пожарная охрана состоит из подразделений, аппаратов управления и вспомогательных служб, а также пожарно-технических учебных заведений и научно-исследовательских учреждений Министерства внутренних дел Украины.

Государственная пожарная охрана одновременно является самостоятельной противопожарной службой гражданской обороны, а также службой, которая в

пределах своей компетенции выполняет мобилизационную работу.

 

Статья 17. Личный состав государственной пожарной охраны

Личный состав государственной пожарной охраны делится на рядовой и начальствующий. Ему выдается форменная одежда по образцам, устанавливаются Кабинетом Министров Украины для личного состава подразделений внутренней службы. На него распространяются и соответствующие награды. Личный состав дежурных подразделений для работы на пожарах обеспечивается специальной одеждой, снаряжением и средствами индивидуальной защиты. Лицам рядового и начальствующего состава государственной пожарной охраны присваиваются в соответствии с действующим законодательством специальные звания внутренней службы.

Использование специальных званий, наград и форменной одежды личного состава государственной пожарной охраны лицом, не являющимся ее работником, влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 18. Права и обязанности личного состава государственной пожарной охраны

Лица начальствующего состава государственной пожарной охраны являются представителями органов государственной власти, их законные требования являются обязательными для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.

Работники (лица рядового и начальствующего состава, а также рабочие и служащие) государственной пожарной охраны во время выполнения возложенных на них обязанностей руководствуются действующим законодательством Украины о пожарной безопасности и подчиняются только своим непосредственным и прямым начальникам. Никто другой, за исключением уполномоченных должностных лиц, не имеет права вмешиваться в законную деятельность работника государственной пожарной охраны.

Никто не имеет права возложить на работника государственной пожарной охраны выполнения обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.

Должностные лица государственной пожарной охраны обязаны:

- использовать в пределах своей компетенции предоставленные им полномочия по предупреждению и пресечению правонарушений в области пожарной безопасности, а также силы и средства при тушении пожаров и спасении людей;

- участвовать в осуществлении технической политики по совершенствованию и внедрение техники, систем и средств противопожарной защиты, форм и методов профилактики пожаров;

- способствовать развитию самосознания и инициативы граждан в вопросах борьбы с пожарами, выполнения законодательства в области пожарной безопасности;

- сохранять в тайне государственную и коммерческую информацию, которая становится известной им в связи с выполнением служебных обязанностей.

Лица рядового и начальствующего состава государственной пожарной охраны при обнаружении пожара во внеслужебное время обязаны сообщить о ней пожарную охрану и до ее прибытия взять на себя руководство тушением пожара и спасанием людей, организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

Личному составу государственной пожарной охраны на время выполнения служебных обязанностей, связанных с предотвращением пожаров, подразделениями государственной пожарной охраны предоставляются проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси) в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

(часть шестая статьи 18 с изменениями, внесенными согласно с

Законом Украины от 05.11.97 г. N 618/97-ВР)

За ненадлежащее выполнение служебных обязанностей личный состав государственной пожарной охраны несет ответственность в порядке,

установленном действующим законодательством.

 

Статья 19. Принятие на службу в государственной пожарной охраны

На службу к государственной пожарной охраны принимаются на контрактной основе граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, способные по своим способностям, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности. Призывники для прохождения срочной военной службы не принимаются на службу в государственной пожарной охраны за исключением пожарно-технических учебных заведений Министерства внутренних дел Украины, в которых вступает молодежь допризывного возраста.

Лица рядового и начальствующего состава государственной пожарной охраны принимают присягу работников органов внутренних дел.

На указанную службу не могут быть приняты лица, которые ранее были осуждены за совершение преступлений.

 

Статья 20. Прохождение службы в государственной пожарной охраны

Порядок и условия прохождения службы в государственной пожарной охраны регламентируются Положением о прохождении службы личным составом органов внутренних дел, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.

Лица, принятые на службу в государственной пожарной охраны, слушатели и курсанты пожарно-технических учебных заведений Министерства внутренних дел Украины, которые состоят на воинском учете, снимаются с него на время службы и находятся в кадрах Министерства внутренних дел Украины.

Обучение в пожарно-технических учебных заведениях Министерства внутренних дел Украины приравнивается к прохождению срочной воинской службы.

Работники государственной пожарной охраны имеют право создавать в установленном порядке свои профессиональные союзы.

Рядовому и начальствующему составу, рабочим и служащим государственной пожарной охраны запрещается находиться в каких-либо политических партиях и движениях, организовывать или принимать участие в забастовках.

Трудовые отношения рабочих и служащих, заключившие трудовой договор с государственной пожарной охраной, регулируются законодательством о труде.

Статья 21. Оплата труда личного состава государственной пожарной охраны

Условия оплаты труда личного состава государственной пожарной охраны соответствуют условиям оплаты труда лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, установленным Кабинетом Министров Украины, и должны обеспечивать достаточные материальные условия для качественного комплектования личного состава государственной пожарной охраны, дифференцированно учитывать характер и условия работы, стимулировать достижение высоких результатов в служебной деятельности и компенсировать их физические и интеллектуальные затраты.

Местные органы государственной власти, органы местного и регионального самоуправления могут осуществлять для работников государственной пожарной охраны дополнительные выплаты сверх установленных Кабинетом Министров Украины размеры.

 

Статья 22. Социальная защита работников государственной пожарной охраны

Работникам государственной пожарной охраны государство гарантирует социальную защиту.

Личный состав государственной пожарной охраны пользуется льготами при распределении жилья, установке квартирных телефонов, устройстве детей в детские дошкольные учреждения.

Жилая площадь лицам рядового и начальствующего состава государственной пожарной охраны предоставляется местными органами государственной исполнительной власти, органами местного и регионального самоуправления, соответствующими министерствами и ведомствами в первоочередном порядке.

Служебные жилые помещения могут предоставляться должностным лицам государственной пожарной охраны, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Работники государственной пожарной охраны, выполняющих обязанности по охране объектов, имеют право на получение трудовых и социально-бытовых льгот, предусмотренных для работников этих объектов.

Личному составу государственной пожарной охраны и членам их семей предоставляется 50-процентная скидка платы за жилую площадь, коммунальные услуги, а также топливо.

За лицами рядового и начальствующего состава государственной пожарной охраны, уволенными со службы по возрасту, по болезни или по выслуге лет, сохраняется право на льготы в соответствии с настоящим Законом.

Лица рядового и начальствующего состава государственной пожарной охраны имеют право на получение кредитов на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство в рассрочку на 20 лет с погашением 50 процентов предоставленной ссуды за счет соответствующих фондов Министерства внутренних дел Украины и бюджетов местного и регионального самоуправления.

Местные органы государственной исполнительной власти могут продавать на льготных условиях жилье лицам рядового и начальствующего состава государственной пожарной охраны со скидкой до 50 процентов его стоимости.

Для работников государственной пожарной охраны устанавливается 40-часовая рабочая неделя. В случае необходимости лица рядового и начальствующего состава несут службу во внеурочное время, а также в выходные и праздничные дни.

Оплата труда в внеурочное и ночное время, в выходные и праздничные дни производится в соответствии с действующим законодательством.

Местные органы государственной власти, органы местного и регионального самоуправления могут устанавливать и иные не предусмотренные настоящим Законом гарантии социальной защиты работников государственной пожарной охраны.

Социальная защита рабочих и служащих, заключившие трудовой договор с государственной пожарной охраной, обеспечивается на общих основаниях в соответствии с законодательством о труде.

 

Статья 23. Государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья личного состава государственной пожарной охраны

Лица рядового и начальствующего состава государственной пожарной охраны подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти) , ранения (контузии, травмы или увечья), заболевания, полученных в период прохождения службы, на сумму десятилетнего денежного содержания по последней должности, которую они занимали.

Обязательному государственному личному страхованию подлежат также другие работники государственной пожарной охраны, которые по условиям труда принимают непосредственное участие в тушении пожаров. Перечень таких должностей определяется в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.

Порядок и условия обязательного государственного личного страхования лиц рядового и начальствующего состава государственной пожарной охраны устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

За семьей погибшего застрахованного работника государственной пожарной охраны сохраняется право на получение жилья. Семье погибшего вне очереди предоставляется в частную собственность жилая площадь в течение трех месяцев со дня гибели работника государственной пожарной охраны.

За детьми погибшего до достижения ими совершеннолетия, а также за нетрудоспособными членами семьи, которые находились на его иждивении, сохраняется право на льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, топлива.

В случае гибели или увечья лиц, которые принимали участие в тушении пожаров, членам их семей или им предоставляется денежная помощь в размерах, установленных для работников органов внутренних дел. Выплата осуществляется за счет средств предприятий, учреждений и организаций, где работал (работает) лицо, или бюджета местного и регионального самоуправления.

 

Статья 24. Финансовое и материально-техническое обеспечение государственной пожарной охраны

Финансовое и материально-техническое обеспечение государственной пожарной охраны, ее строительство объектов и сооружений осуществляется за счет государственного бюджета и бюджетов местного и регионального самоуправления, средств, поступающих на основании договоров от промышленных и других объектов, отчислений от платежей по имущественным видам страхования на финансирование предупредительных мероприятий, а также за счет пожертвований юридических лиц и граждан.

Обеспечение государственной пожарной охраны специальной техникой, оборудованием, спецодеждой, средствами связи, индивидуальной защиты осуществляется в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украины.

 

Статья 25. Контроль за деятельностью государственной пожарной охраны

Контроль за деятельностью государственной пожарной охраны осуществляют Кабинет Министров Украины, Министерство внутренних дел Украины и в пределах своей компетенции Совет Министров Республики Крым, местные органы государственной власти, органы местного и регионального самоуправления, а на предприятиях, охраняемых государственной пожарной охраной, кроме этого, - руководители этих предприятий.

 

Статья 26. Ведомственная пожарная охрана

На объектах министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, создаются подразделения ведомственной пожарной (пожарно-сторожевой) охраны, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, согласованными с Министерством внутренних дел Украины.

Подразделения ведомственной пожарной охраны, имеющих выездную пожарную технику, привлекаются к тушению пожаров в порядке, который устанавливается государственной пожарной охраной.

Эти подразделения в вопросах подготовки личного состава и организации тушения пожаров руководствуются нормативными актами, действующими в государственной пожарной охраны.

 

Статья 27. Сельская пожарная охрана

В сельских населенных пунктах, где нет подразделений государственной пожарной охраны, органами местной государственной администрации в соответствии с Положением, утверждаемым Кабинетом Министров Украины, создаются сельские пожарные команды.

Финансирование и материально-техническое обеспечение сельских пожарных команд осуществляется за счет средств местного бюджета, средств, которые перечисляются предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории района, в размере 0,1 процента от основных и оборотных средств и трех процентов средств, выделяемых на новое строительство, отчислений от платежей по имущественным видам страхования на финансирование предупредительных мероприятий, а также за счет пожертвований юридических и физических лиц.

 

Статья 28. Добровольная пожарная охрана

На предприятиях, в учреждениях и организациях с целью проведения мероприятий по предотвращению пожаров и организации их тушения могут создаваться из числа рабочих, служащих, инженерно-технических работников и других граждан добровольные пожарные дружины (команды), Положение о которых утверждается Кабинетом Министров Украины.

В школах, детских лагерях создаются дружины юных пожарных, которые действуют на основании Положения, утверждаемого Министерством образования Украины по согласованию с Министерством внутренних дел Украины.

 

Статья 29. Оплата труда работников ведомственной и сельской пожарной охраны и членов добровольных пожарных дружин (команд)

Размеры денежного содержания работников ведомственной и сельской пожарной охраны устанавливаются министерствами, другими органами государственной власти и органами местного самоуправления и должны компенсировать их физические и интеллектуальные затраты, а также обеспечивать необходимую готовность этих подразделений к тушению пожаров.

Оплата труда членов добровольных пожарных дружин (команд) за время их участия в ликвидации последствий пожара или аварии, проведение пожарно-профилактических мероприятий, а также учебной подготовки и дежурств производится из расчета среднемесячного заработка по месту работы.

Членам добровольных пожарных дружин (команд) может предоставляться дополнительный отпуск с сохранением заработной платы до 10 рабочих дней в год, а также денежные премии и ценные подарки.

 

Статья 30. Обязательное личное страхование работников ведомственной и сельской пожарной охраны и членов добровольных пожарных дружин (команд)

Работники ведомственной и сельской пожарной охраны и членов добровольных пожарных дружин (команд) подлежат обязательному личному страхованию на случай гибели (смерти) , ранения (контузии, травмы или увечья), заболевания, полученных при ликвидации пожара или последствий аварии, в размере десятилетней заработной платы по должности, которую они занимали (занимают).

Страхование работников ведомственной пожарной охраны и членов добровольных пожарных дружин (команд) осуществляется за счет предприятий, учреждений и организаций, где они созданы, а работников сельской пожарной охраны - за счет юридических лиц, которые содержат подразделы этой охраны, или за счет местного бюджета. Порядок и условия страхования устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

За семьей погибшего (умершего) сохраняется право на льготы, которыми он пользовался по месту работы.

 

Статья 31. Контроль за деятельностью ведомственной, сельского и добровольной пожарной охраны

Контроль за деятельностью ведомственной, сельского и добровольной пожарной охраны осуществляют министерства, другие центральные органы государственной исполнительной власти, руководители предприятий, учреждений и организаций, органы государственной пожарной охраны, местные органы

государственной власти, органы местного и регионального самоуправления.

 

Статья 32. Противопожарные объединения граждан

С целью объединения усилий трудовых коллективов, ученых, специалистов пожарной охраны и отдельных граждан в области обеспечения пожарной безопасности могут создаваться ассоциации, общества, фонды и другие добровольные противопожарные объединения граждан, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Украины.

 

Статья 33. Участие страховых организаций в обеспечении пожарной безопасности

Организации, осуществляющие страхование на случай пожаров, обязаны производить отчисления от платежей по имущественным видам страхования органам управления пожарной охраной на профилактические противопожарные мероприятия, предусматривать предоставление льгот страхователям в виде скидок страховых платежей при выполнении ими противопожарных требований, а также уменьшение суммы страхового возмещения или отказе от его выплаты, если на возникновение пожара и ее последствия повлияло невыполнение требований пожарной безопасности.

Скидки страховых платежей должны также предусматриваться для предприятий, учреждений и организаций, которые имеют пожарные команды (дружины) с выездной пожарной техникой.

Размер и порядок отчислений от страховых платежей на профилактические противопожарные мероприятия определяются Кабинетом Министров Украины.

 

Статья 34. Тушение пожаров

Тушение пожаров пожарной охраной осуществляется бесплатно.

В подразделениях государственной пожарной охраны организуется круглосуточное несение службы, порядок которого устанавливается Министром внутренних дел Украины. Для вызова государственной пожарной охраны в автоматической телефонной сети устанавливается единый номер - 01. Подразделения государственной пожарной охраны выезжают для тушения пожаров на все объекты независимо от форм собственности, за исключением подземных сооружений (кроме действующих станций метрополитена).

Организация тушения пожаров на подземных сооружениях и территориях государственного лесного фонда осуществляется в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда и Министерством лесного хозяйства Украины.

Во время тушения пожаров работник пожарной охраны имеет право на беспрепятственный доступ во все жилые, производственные и другие помещения, а также предпринимать каких-либо мер, направленных на спасение людей, предотвращения распространения огня и на ликвидацию пожара.

Все подразделения и службы пожарной охраны, привлекаемых к тушению, подчиняются руководителю тушения пожара. Никто, кроме уполномоченных на то должностных лиц пожарной охраны, не имеет права вмешиваться в его действия.

Для участия в тушении пожара местные органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации по требованию руководителя тушения пожара обязаны предоставлять бесплатно в его распоряжение огнетушительные вещества, технику, горюче-смазочные материалы, человеческие ресурсы, оборудование, средства связи и т.п., а во время пожара, который длится более трех часов, - питание, помещения для отдыха и реабилитации личного состава и лиц, привлеченных к тушению пожара.

Материальные убытки, связанные с повреждением имущества во время тушения пожара, пожарная охрана не возмещает.

Порядок организации тушения пожара и привлечения к этому пожарных подразделений независимо от их ведомственного подчинения устанавливается Министерством внутренних дел Украины.

 

Статья 35. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

За нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, создание помех для деятельности должностных лиц органов государственного пожарного надзора, невыполнение их предписаний виновные в этом должностные лица, другие работники предприятий, учреждений, организаций и граждане привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

За нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнение предписаний должностных лиц органов государственного пожарного надзора предприятия, учреждения и организации могут быть привлечены в судебном порядке к уплате штрафа.

(часть вторая статьи 35 с изменениями, внесенными согласно с

Законом Украины от 18.11.97 г. N 642/97-ВР)

Максимальный размер штрафа в случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, не может превышать двух процентов месячного фонда заработной платы предприятия, учреждения и организации.

Размеры и порядок наложения штрафов определяются действующим законодательством Украины.

Средства, полученные от применения этих штрафных санкций, направляются в государственный бюджет и используются для развития пожарной охраны и пропаганды противопожарных мероприятий.

Решение о наложении штрафа обжалуется в судебном порядке в месячный срок.

Неуплата штрафа в течение месяца после окончательного разрешения спора влечет за собой начисление на сумму штрафа, пени в размере двух процентов за каждый день просрочки.

 

Статья 36. Возмещение убытков, причиненных нарушением законодательства о пожарной безопасности

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить убытки, причиненные в связи с нарушением ими противопожарных требований, в соответствии с действующим законодательством.

Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы, связанные с возмещением нанесенного ущерба, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.

 

Статья 37. Порядок разрешения споров

Споры по вопросам пожарной безопасности решаются органами государственной власти, органами местного и регионального самоуправления и органами государственной пожарной охраны в соответствии с их компетенцией, судом или арбитражным судом.

Споры по вопросам применения противопожарных требований стандартов, норм и правил, решаются органами, утвердившими эти стандарты, нормы и правила, вместе с органами государственной пожарной охраны.

Вопросы, связанные со сносом, переносом, перепланировкой зданий, построенных с нарушением требований пожарной безопасности, решаются местными органами государственной исполнительной власти, органами местного и регионального самоуправления, судом или арбитражным судом.

 

Статья 38. Общественный контроль за соблюдением законодательства по вопросам пожарной безопасности

Общественный контроль за соблюдением требований актов законодательства по вопросам пожарной безопасности осуществляется добровольными пожарными дружинами (командами) и противопожарными объединениями граждан в пределах их компетенции.

 

Статья 39. Надзор за соблюдением законности в деятельности пожарной охраны

Надзор за соблюдением законности в деятельности пожарной охраны осуществляют Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры.

 

Статья 40. Представительство

Представительство в международных организациях, комитетах, ассоциациях по вопросам пожарной безопасности осуществляется Министерством внутренних дел Украины.

 

Статья 41. Международные договоры

Если международным договором Украины установлены другие правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

 

Президент Украины

м. Киев

17 декабря 1993 года

N 3745-XII Л. КРАВЧУК

 
сайт создан компанией веб студия